О птичьем гриппе
Вирус птичьего гриппа H5N1 был обнаружен приблизительно у 2% домашних уток и гусей, внешне не проявлявших никаких признаков заболевания. Значительно реже вирус удавалось обнаружить у домашних кур. Основываясь на этих данных, ученые предполагают, что основным путем распространения вируса птичьего гриппа является перевозка инфицированной домашней птицы. По мнению ученых, скрытое распространение вируса по территории Китая продолжалось в течение ряда лет, прежде чем заболевание привлекло внимание местных и иностранных эпидемиологов.
Анализ геномов образцов вируса H5N1, собранных в различных районах Китая, а также за пределами страны, показал, что наибольшая вариабельность генотипа вируса наблюдается в юго-восточной китайской провинции Гуандун. Образцы H5N1, собранные в других китайских провинциях, а также во Вьетнаме и Таиланде, были схожи с гуандунским вирусом, но отличались меньшей вариабельностью, что позволяет считать Гуандун "родиной" штамма. Исключением является Индонезия, в которой вирус птичьего гриппа обладает рядом признаков, не встречающихся в других странах Юго-Восточной Азии. Первая вспышка птичьего гриппа была зафиксирована в провинции Гуандун еще в 1996 году.
По оценкам эпидемиологов, Китай является одним из наиболее вероятных мест появления новой формы вируса H5N1, способной свободно распространяться между людьми без посредничества пернатых. Эта страна обладает крупнейшим поголовьем домашней птицы в мире, при этом на подавляющем большинстве ферм, не использующих новых технологий птицеводства, птицы находятся в постоянном близком контакте с обсуживающим персоналом.
В то же время авторы работы, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Science, признают, что важную роль в распространении опасного для человека заболевания продолжают играть и дикие перелетные птицы. Так, летом 2005 года вирус H5N1 стал причиной гибели нескольких тысяч диких уток и гусей в районе озера Чинхай (Qinghai) на севере Китая. Геном вируса, обнаруженного в чинхайской популяции, имел все отличительные особенности вируса, поразившего несколькими месяцами ранее водоплавающих птиц в районе озера Поян (Poyang), в провинции Цзянси, граничащей с Гуандуном (1700 км к югу от оз. Чинхай). В обоих случаях значительная часть зараженных птиц выжила и продолжила миграцию, что привело к распространению этой формы вируса H5N1 за пределы Китая. В частности, высокую степень родства с китайским вирусом показал генетический анализ образцов H5N1, обнаруженных в начале 2006 года на территории Турции.
Заявление, сделанное летом 2005 года двумя независимыми коллективами китайских ученых о несомненной связи между вспышками птичьего гриппа на озерах Поян и Чинхай, нанесло удар по репутации китайских властей, никак не отреагировавших на первую вспышку и не поставивших в известность о ней Всемирную Организацию Здравоохранения. В июне 2005 года министерство сельского хозяйства Китая запретило ученым заниматься сбором информации о птичьем гриппе, не заручившись официальным разрешением министерства.
Именно дикие утки и гуси, перелетные птицы отряда Anseriformes, являются основным естественным резервуаром птичьего гриппа. В отличие от других пернатых, у птиц, относящихся к этому отряду, симптомы заболевания не проявляются вообще или проявляются в легкой форме, не приводя к гибели носителя. Большое количество погибших птиц в районе озер Поян и Чинхай свидетельствует о продолжающейся эволюции H5N1, который становится все более опасным даже для видов, обычно относительно безболезненно переносивших инфекцию, не говоря уже о домашней птице и людях. Переболевшие перелетные птицы продолжают выделять вирус с фекалиями в течение нескольких дней после заражения, разнося его таким образом на огромные расстояния.
Еще один важный вывод, сделанный исследователями, заключается в том, что из-за высокой изменчивости вируса птичьего гриппа создать вакцину, способную защитить людей и домашних птиц от всех вариантов штамма H5N1, скорее всего, не удастся. Вакцины, разрабатываемые на случай пандемии птичьего гриппа, необходимо создавать на основе нескольких самых распространенных образцов H5N1 и постоянно модифицировать в зависимости от новых мутаций вируса, предупреждают ученые.
Повышенная антигенная изменчивость вируса птичьего гриппа, делающая его "незаметным" для иммунной системы пораженного организма, а также позволяющая ему со временем развивать резистентность к антибиотикам, объясняется отсутствием у него генетических механизмов, обеспечивающих защиту от мутаций, а также способностью вирусов разных типов обмениваться генетическим материалом при встрече в зараженном организме. Например, по мнению ряда ученых, пандемии обычного гриппа 1957 и 1968 годов были вызваны новой формой гриппа, появившейся в результате обмена генами между "человеческим" и "птичьим" вирусом, встретившимися в организме свиней, подверженных обоим заболеваниям. Эпидемиологи не исключают, что очередной обмен генами может привести к появлению гибридной формы вируса H5N1, легко передающейся от человека к человеку.
В настоящее время основным путем заражения людей птичьим гриппом продолжают оставаться контакты с больными птицами. Средние показатели смертности среди больных превышает 50%. Значительно больше половины заболевших умирает в странах Юго-Восточной Азии. В то же время в Турции летальным исходом закончились лишь 4 из 20 случаев заражения птичьим гриппом.
Выживание больных во многом определяется своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи. Однако первые признаки болезни - повышенная температура, озноб, головные и мышечные боли, ломота в суставах - напоминают обыкновенный грипп, и отличаются от него повышенной скоростью нарастания тяжести симптомов. В разгар заболевания (на 2-3 день болезни) характерно поражение нижнего отдела дыхательных путей с возможным развитием первичной вирусной пневмонии: у больного начинается кашель, одышка и дисфония (расстройство голоса). Больные как правило умирают от пневмонии и отека легких.